Майя не полюбит меня
Затрудняюсь представить внутренний мир человека, который не знает ни одного языка и не подозревает, что языки существуют. Такой человек даже не догадывается, что можно называть предметы по именам и разговаривать с окружающими. Еще труднее вообразить, что он ощущает, когда идея языка впервые открывается перед ним.

позже, когда Ильдефонсо научился языку, он использовал слова «темнота» и «свет» для описания двух периодов своей жизни. Потом он скажет, что стал мыслить иначе и не может вспомнить, как у него получалось думать до владения языком.

Человек без второй сигнальной системы! и он как-то мыслил без неё...

@темы: внезапно, новости доставляют

Комментарии
24.05.2013 в 11:39

Взлетное поле фантазии.
Есть ещё более невероятная история и невероятный человек ^^ Хелен Келлер. Она в младенчестве потеряла и слух и зрение. До 10 лет она не имела представления об осмысленном мире вообще. Но её обучили системе символов и она не только научилась мыслить, но и изучив теорию и движения губ и языка, научилась говорить (сама не слыша ни звука), она получила высшее образование и стала математиком и даже преподавателем помогающим в разработке систем обучения инвалидов. Марк Твен как-то сказал, что в девятнадцатом веке родилось только два великих человека, это Наполеон и Хелен Келлер. По мемуарам самой Хелен был поставлен спектакль Miracle worker, а позже в 60х годах снят фильм. По-русски он идет как Сотворившая Чудо. Сюжет рассказывает историю, как Хелен начали обучать и до момента осознания, что всему в мире соответствует какой-то символ. Очень яркий момент, как она связала сумму ощущений воды со словом вода. А потом пошло поехало, осознала целый мир, не видя и не слыша его, смогла усвоить, понять, обсуждать и делать выводы равноправно с теми для кого полное восприятие - обычное дело. Что интересно в фильме, то что актриса выбиралась очень серьезно и должна была полностью понять роль и вжиться в неё. Была интересная финальная проверка. Претенденток на роль попросили подождать в комнате как подождала бы Хелен, а сами через некоторое время включили пожарную тревогу. Одна из актрис вообще никак не отреагировала, хоть вокруг и началась паника и им кричали бежать. Именно она сыграла роль. Считаю, что гениально. Советую посмотреть фильм ^^
27.05.2013 в 01:47

Майя не полюбит меня
Akiza Nadesico, а я слышал об этой истории, весьма впечатляюще, особенно дальнейшее развитие девочки надо будет действительно посмотреть фильм. но про сигнальную систему до меня дошло именно с этого рассказа - ведь парень тут не маугли, жил в обществе и вполне успешно существовал и взаимодействовал ... без языка символов как такового, без важнейшей (и вроде как определяющей для "человека разумного") сигнальной системы... интересное пересечение тут со всяческими "практиками просветлённых" которые тоже учат жить "без внутреннего диалога". мне очень интересно понять каково оно)
27.05.2013 в 10:58

Взлетное поле фантазии.
Весьма интересно. Пересечение. Что важно для практикующих, для ищущих самадхи, то что у них есть "аморфный кристалл" мыслей в голове. Он не чистый, кривой, запутанно проводит мысли и ассоциации. И вот отличие. Изначально не умеющий называть предметы, стремится его построить, а практикующий - разрушить. Но! Для строящего очень важна повторяющаяся "правда" вокруг, тогда он сможет организовать свой внутренний мир, отталкиваясь от этих пределов. А , допустим, мастер дзэн, оставит только необходимое для выживания, отбросив всё неважное. Но не знающий языка изначально и мастер не одно и то же. У мастера мир, хоть и минимальный, он уже организован. Его "кристалл" чист и жесткий, ведь это минимум выживания, забудь он ещё чуть-чуть, умер бы. Но именно эта странная структура процедурно содержит и весь остальной мир учителя. Не просто так сравниваю с кристаллом - имея один законченный фрагмент решетки, можно вырастить гигантский кристалл. Причем атомы, что удивительно, начинают самоорганизацию и в далеке от него, а когда эти области кристаллизации встречаются, оказывается, что они словно пазл точно попадают в узлы друг друга. Думаю, что похожая причина делает учителей такими потрясающими. Они несут в себе кусочек правды, меняющий людей, а сами могут быть кем угодно, хоть сами собой прежними, хоть кем угодно ещё. Им не надо учиться обретать вторую сигнальную систему, она у них просто появится в нужной ситуации. Интересно, что она может появиться лишь в ответ на вопрос ученика, сам учитель не будет считать её собой и тут же забудет.
Фильм Сотворившая чудо. Посмотри, такие вещи надо видеть, их бессмысленно пересказывать ^^
27.05.2013 в 20:14

Майя не полюбит меня
Akiza Nadesico, о, вот только об этом же самом думал! особенно о "нечистых кристаллах", хотя у меня это скорее витражи (см пост выше)) про строящего очень верно а вот насчёт разрушающего не уверен

А , допустим, мастер дзэн, оставит только необходимое для выживания, отбросив всё неважное. Но не знающий языка изначально и мастер не одно и то же. У мастера мир, хоть и минимальный, он уже организован. Его "кристалл" чист и жесткий, ведь это минимум выживания, забудь он ещё чуть-чуть, умер бы.
не уверен что мастер именно минимализирует и отбрасывает всё вплоть до "забывания на грани смерти". в моём понимании просветлённый скорее чистит свой кристалл от замутнённости и неправильных связей, именно доводя его до чистой кристаллической структуры из "запутанного клубка" мыслей обычного человека. а вобще про кристаллизацию очень хороший образ, когда кристалл становится чистым он вроде как "попадает в пазы" кристаллической решётки всего остального мира и делается с ним единым целым (общность со вселенной, типа так). а если неким фокусом или скажем травмой речевых центров в мозгу забрать все слова у обычного человека то имхо в голове у него всё равно останется относительный бардак, только теперь уже из образов, ощущений или инстинктов... просветления не получится в общем)
а для просветлённых вторая сигнальная уже "не опасна" она очищенна и становится просто инструментом сомнительной удобности. чисто для общения с учениками, и то не всегда.
зато теперь понятнее смысл всех этих "внезапных просветлений" когда демонстрируют дао выкидывая вопрошающего из окна или делая ещё что-то неожиданное (потому что мыслительная реакция ака вторая сигнальная опаздывает в такие моменты и получается чистое сознание на пару секунд))
а фильм посмотрю, да. интересно увидеть как переданно восприятие Хелен
27.05.2013 в 20:28

Взлетное поле фантазии.
Про разрушающего. Я пришла к такому выводу не в целом, может быть великие мастера действительно способны на большие объемы чистоты. Но пытаясь понять практики дзэн и некоторые йогические, пришла к выводу, что они действительно стараются всё вычистить из своей головы, а там будь что будет, если свет не,достаточно яркий, значит кармой не суждено, всё-то ещё в мире будет, а то что вы достигли или не достигли, вообще не важно.
27.05.2013 в 20:41

Майя не полюбит меня
Akiza Nadesico, хмм... я не мастер конечно но чистота и безоценочное восприятие ака "стол это просто стол" а "враг - всего лишь такой же человек, просто с иным взглядом на ситуацию" в принципе нарабатывается не так уж сложно, при вере и должном упорстве.

Но пытаясь понять практики дзэн и некоторые йогические, пришла к выводу, что они действительно стараются всё вычистить из своей головы, а там будь что будет, если свет не,достаточно яркий, значит кармой не суждено,
эммс... ну как бы есть предположение что именно на чистоту (ака безоценочность, безоценочное, прямое восприятие, непривязанность и неосуждение, равное отношение ко "злу и добру") направленно само учение в целом, его постулаты, а не отдельные практики... это как бы "физкультура в целом направленна на оздоровление, а качание пресса - на накачку мышц пресса", вот это конкретное "стирание всего из головы" ложится на усвоенное учение и даёт (должно по крайней мере давать) чистоту и "забрезживший свет" просветления. имхо, естественно)
27.05.2013 в 21:49

Взлетное поле фантазии.
Ты имеешь ввиду, что надо сначала философией изменить свои основные реакции и предрасположенности, а потом отбросить важность языка? Или, пользуясь упражнениями, остановить свой внутренний диалог. Просто так смирением и непротиворечивым мышлением важность языка не отбросить. Или, живя в определенной философии, "поймать" определенный момент просветления и осознать всю философию без слов?
Мне кажется, этого недостаточно. Так же и мой пример с "минимальным кристаллом" выглядит убого. Но вот, есть учителя благие и смиренные, а есть пучки противоречия и хаоса, дзен прославился эксцентричными выходками своих учителей. И если отбросить всё, чем учитель сможет удивить и создать противоречия, что позволяет продолжать ему быть собой? Насколько большим или малым должен быть "кристалл-идентификатор", что бы это был тот же человек?
27.05.2013 в 22:03

Взлетное поле фантазии.
О ноу, всё это не верно в отношении учителей ^^ Действительно. Я бы даже сказала, что это третья сигнальная система ^^ Потом, если не забуду, соберу коаны и попробую объяснить, чему именно пытаются ими научить. Но это сложно. Пока слишком странная мысль.
27.05.2013 в 22:13

Майя не полюбит меня
Akiza Nadesico, Ты имеешь ввиду, что надо сначала философией изменить свои основные реакции и предрасположенности, а потом отбросить важность языка? Или, пользуясь упражнениями, остановить свой внутренний диалог.
ну да, примерно так. но вопрос не в изменении основных реакций и предрасположенностей а в изменении наработанного восприятия (которое отчасти и держит навешенным на язык и вторую сигнальную в целом кучи всего ненужного) просто при этом оказывается что и куча "типа-основных" реакций являются на самом деле внушёнными и в общем ненужными. а если добиться чистоты воприятия то в принципе язык (сигнальная система) уже не опасен, не становится сетью, а просто инструментом и отбросить его тоже легче - не нужен молоток сейчас - ну и ну его)

Просто так смирением и непротиворечивым мышлением важность языка не отбросить. Или, живя в определенной философии, "поймать" определенный момент просветления и осознать всю философию без слов?
поймать момент тоже можно, это кстати и есть работа мышления вне слов, ака интуиции. а смирение и непротиворечивое мышление тут не совсем то, хотя непротиворечивость и поможет. главное - чистое восприятие, без навешивания, просто крыса а не "ой мамочки страшный-ужасный помойный зверь!". вот при таком восприятии уже не важно есть слово крыса или есть просто образ крысы в голове. а некоторые слова и вовсе теряют смысл и дальше уже не нужны. ненависть например или ревность.
в общем-то смысл не в обесценивании языка как сигнальной системы а в снятии этого довольно глючного в сущности инструмента с места "главной опоры" которое он занимает обычно в мышлении.

Но вот, есть учителя благие и смиренные, а есть пучки противоречия и хаоса, дзен прославился эксцентричными выходками своих учителей.
возможно "выходки" - учебные пособия для присутствующих. возможно - их хаос имеет систему которая нам не понятна. (there is method in their madness)). возможно - просто развлекаются. им не писаны законы социума))

И если отбросить всё, чем учитель сможет удивить и создать противоречия, что позволяет продолжать ему быть собой? Насколько большим или малым должен быть "кристалл-идентификатор", что бы это был тот же человек?
хех... насколько я знаю, этим ребятам и не положенно "быть собой" вообще-то. если конечная цель это выход из сансары и погружение в нирвану ака соединение с божественным, то личной индивидуальности тут места нет, это эго от которого положенно избавляться, припятствие в общем. так что просветлённый - это образчик (проводник?) божественного на земле, а не какая-то там индивидуальность...
поэтому стать просветлённым та ещё сложность - в каком-то смысле убить в себе себя чтобы дотянуться до бога...
всё сие - моё личное имхастое понимание, если что)
27.05.2013 в 22:18

Майя не полюбит меня
Akiza Nadesico, О ноу, всё это не верно в отношении учителей ^^ Действительно. Я бы даже сказала, что это третья сигнальная система ^^ Потом, если не забуду, соберу коаны и попробую объяснить, чему именно пытаются ими научить. Но это сложно. Пока слишком странная мысль.

сорри комента не видел, так что уже ответил) что именно "третья сигнальная система"? и про коаны интересно, да.
навскидку "хлопок одной ладонью"? или "был ли звук от падения дерева, упавшего там где его никто не мог услышать", чему учат? хотя не уверен что второе коан)
27.05.2013 в 23:44

Взлетное поле фантазии.
К сожалению эти коаны испорчены моими знаниями о физике ^^' Они никакой личной учебной ценности для меня не представляют. Третья сигнальная. Осмелилась назвать её так громко потому что по сути вторая сигнальная система является метасистемой первой. Она основана на первой и, несмотря на всю кажущуюся оторванность, не может без неё существовать, иначе не было бы ничего проще чем копировать и создавать сознания людей. А что есть метасистема второй сигнальной системы? Конечно нам не понять, как глухой понятия не имел, что с ним разговаривали. А учителя повторяют верно и точно подобранные коаны, только после стремления понять их и непрестанной работы ума приходит просветление!
27.05.2013 в 23:58

Взлетное поле фантазии.
А вот ещё, насчет чистоты восприятия. Представь, что учишь язык в другой стране, где говорят только на своем языке и никто не собирается тебя учить или что-то объяснять. Но у тебя получается хранить обет молчания на своем языке. И ты изучил новый, уже не пользуясь условными связями старого. Будет ли эта сигнальная система нести нечистоту окружающих и тебе вновь вобъют в голову ненужные связи, или что-то ляжет на внутреннюю чистоту/нечистоту? Что старый может передать себе новому, ничего не говоря? Действительно ли тот, что без слов кристально чист?
28.05.2013 в 00:35

Майя не полюбит меня
К сожалению эти коаны испорчены моими знаниями о физике ^^'
хех... физика тоже относительна) квантовый парадок, типа так. вполне возможно что отдельно от наблюдающего её не существует... и звука от упавшего дерева нет)

Третья сигнальная. Осмелилась назвать её так громко потому что по сути вторая сигнальная система является метасистемой первой. Она основана на первой и, несмотря на всю кажущуюся оторванность, не может без неё существовать, иначе не было бы ничего проще чем копировать и создавать сознания людей.
эээ... ни одна сигнальная система не может существовать без носителя и ничего не может быть созданно только на её основе, опять же без носителя, так что в копировании (тем более создании) сознания людей сигнальная система не помошник ни разу. вторая сигнальная в каком-то смысле заменитель первой, её модель, необходимая для возникновения разума как способности "оперировать образами" (чтобы осознать реальный мир и себя в нём не имея возможности взглянуть на это "со стороны" нужно эту возможность изыскать - "оторвать" "реальность" от реальности и "себя" от себя) в моём понимании вторая сигнальная это зеркало без которого "ушей не видно" но зеркало созданное на ощупь и наугад тем кто никогда не видел никаких зеркал и поэтому кривоватое, мутное... и вдобавок во многом у каждого своё.
третья сигнальная в этом случае будет ещё одним зеркалом и появится зеркальный коридор умножения сущностей в чём как бы и смысла нет... лучше сделать первое зеркало чистым или научиться обходиться без него ... "щупать уши" например.

А учителя повторяют верно и точно подобранные коаны, только после стремления понять их и непрестанной работы ума приходит просветление!
вот-вот... коаны создают ради того чтобы гробануть рассудочное мышление... и обрести просветление таким путём) только что вычитал на вики ru.wikipedia.org/wiki/Коан

Представь, что учишь язык в другой стране, где говорят только на своем языке и никто не собирается тебя учить или что-то объяснять. Но у тебя получается хранить обет молчания на своем языке. И ты изучил новый, уже не пользуясь условными связями старого. Будет ли эта сигнальная система нести нечистоту окружающих и тебе вновь вобъют в голову ненужные связи, или что-то ляжет на внутреннюю чистоту/нечистоту? Что старый может передать себе новому, ничего не говоря? Действительно ли тот, что без слов кристально чист?

не получится изучить новый совсем не пользуясь условными связями старого. всё равно пока мыслишь словами связи "слово = слово", "понятие"="понятие" будут образовываться и тащить за собой всё что в них было, разве что ослабленное если повезёт. и если для кого-то было "любовь"="секс" то и в английском он достроит себе "love"="fuck" даже не задумываясь.
тут наверное вопрос даже не в словах а в образах заключённых в эти слова и в том что навешенно на образы. просто это опять же зеркало - образ не вычленить без вызывающего его слова и хотя операция в голове идёт образами осознать их можно лишь словесно и очистить только так.
чист тот кто без слов в голове... и скорее даже без слов-образов а не набора букв-звуков. кхм... если в сухом остатке то чист тот у кого больше нет наработанного с детства набора образов завязанных на свои эквиваленты-слова, кто сумел их разбить и заменить просто чистым восприятием. но это будет оригинальный человек)
28.05.2013 в 11:19

Взлетное поле фантазии.
>ни одна сигнальная система не может существовать без носителя и ничего не может быть созданно только на её основе, опять же без носителя так что в копировании (тем более создании)...
Носитель обязателен, но что он из себя представляет, вопрос не такой уж однозначный. Это может быть мозг, муравьиная коллония или ассемблер. Оторванность программ от своей аппаратной части имеет первостепенное значение в попытках написать ИИ. Вообще все программы оторваны от аппаратной части, им нужна лишь прослойка в виде операционной системы. Вопрос в том, можно ли не копировать полностью физическую структуру мозга, а создать ОС на основе его закономерностей и функций. А это уже будет естесственной средой нахождения сознания ^^ Так что носителем окажется ассемблер, первой сигнальной ОС с особенностями определенными настройками, второй сигнальной уже окажутся програмявляющиеся сознанием и личностью.
Зеркало. Это отличная модель. Но мета-система над системой зеркал не будет зеркалом. Мы и без того способны на глубокую рефлексию. Третья сигнальная будет совсем нечто другим, чем-то оперирующим не образами, а стилями мыслить, стилями быть религиозным.
28.05.2013 в 12:01

Взлетное поле фантазии.
Может это что-то позволяющее переключаться между личностями.
28.05.2013 в 14:24

Майя не полюбит меня
Akiza Nadesico, Носитель обязателен, но что он из себя представляет, вопрос не такой уж однозначный. Это может быть мозг, муравьиная коллония или ассемблер. Оторванность программ от своей аппаратной части имеет первостепенное значение в попытках написать ИИ.
хмм... чисто имхо, это ошибка. человек, как единственное имеющееся в качестве образца интеллектуальное существо, нефига не оторван от своей "аппаратной части" и эта аппаратная часть очень и очень влияет на собственно интеллект. (я когда-то долго спорил с один человеком объясняя почему на искусственном теле и с искусственным мозгом невозможно построить интеллект сходный с человеческим по основным показателям ака эмоциональность, инстинкты, желания, характер наконец, а не чистая программная логика в кукольной упаковке)
как-только программа отрывается от аппаратной части она собственно замыкается на себе и на возможностях языка на котором она написана... а язык, имхо, это лишь сигнальная система, он не способен существовать и развиваться самостоятельно вне тех рамок в которых ему приказано действовать алгоритмами. если взять много-много программных алгоритмов и соединить их то можно получить иллюзию интеллекта но будут ли у него характеристики живого существа отдельные от тех которые ему приделали искусственно? сможет ли эта иллюзия жить и эволюционировать? и уж тем более - выйти за рамки своей программы?

создать ОС на основе его закономерностей и функций.А это уже будет естесственной средой нахождения сознания ^^
были бы там только закономерности было бы проще) имхо, мозг не совсем логичен и явно не двоичен в своей основе... а это не повторить логическими программами. так что естественной среды не выйдет)

Но мета-система над системой зеркал не будет зеркалом. Мы и без того способны на глубокую рефлексию. Третья сигнальная будет совсем нечто другим, чем-то оперирующим не образами, а стилями мыслить, стилями быть религиозным.
рефлексию, хм... а вот кстати "быть наблюдателем собственной жизни", "невовлечённость в сансару" и прочие рефлексии и отстраняющие упражнения - это таки "зеркала над зеркалами", которые отрезают от второй сигнальной уже ту самую личность которая этой второй сигнальной и создана, и позволяют осматривать и оперировать уже с ней (личностью) ... до полного её растворения.
оперировать стилями мышления... это как оперировать алгоритмами компоновки образов, система вроде та же. а вот если оперировать рычажком "мыслить - не мыслить", отключая даже образное мышление по желанию и переходя к ... к чему-то неведомому пока, к ноосфере или общему сознанию... вот это будет уровень "надсистемы" - воспринять всё целиком, не вычленяя отдельные образы. божественный уровень какой-то))

Может это что-то позволяющее переключаться между личностями.
переключаться между личностями и стилями их мышления можно даже в рамках второй системы если они ею и созданы (субличности ака муж, отец, бизнесмен, любовник переключаются простой сменой обстановки и окружения, но засечь это переключения всегда можно без труда). а ещё есть раздвоение личности и прочее. Вот надличностный уровень - это да. но я его что называется "не пробовал" так что рассуждать не особо могу))
28.05.2013 в 16:03

Взлетное поле фантазии.
Р. Пенроуз утверждает, что невозможно создать разум программно. Ради поиска незаменимости структурной основы мозга для существования сознания были проведены исследования по поиску вовлеченности в механизм работы мозга квантовых процессов. Если их нет, то никаких вариантов - любой процесс во вселенной можно выразить посредством двумерной логики. Булевская логика, тоже состоит всего из двух элементов, хоть и дает больше условий переключения (нервные клетки именно так и работают - собирают множество входящих и на единственный выход выдают только одно из двух состояний). Существует только одна невычислимая функция, это квантовый R-переход, редукция неопределенности субатомных процессов в определенность. В итоге возможность таких процессов была подтверждена, но непосредственно влияние на формирование выходного сигнала не доказана (точности методов исследования не достаточно). Вот статья про эти квантовые трубочки.
lenta.ru/articles/2012/03/23/tubes/
Но не могу просто так это принять, пропустив шаги понимания. То есть, пока сама не обнаружу необходимость для сознания необъяснимых процессов, не перестану предпочитать возможность компьютерного варианта ^^
28.05.2013 в 16:51

Майя не полюбит меня
Akiza Nadesico, Р. Пенроуз утверждает, что невозможно создать разум программно.Ради поиска незаменимости структурной основы мозга для существования сознания были проведены исследования по поиску вовлеченности в механизм работы мозга квантовых процессов.
и я с ним согласен в общем-то. и даже насчёт квантовых процессов тоже (хотя не думал именно про квантовые но про что-то подобное - именно) хотя тут могут быть даже простые "погрешности при передаче" вызванные сбоями в химических носителях и химических же реакциях из-за внешних условий, что тоже справится с внесением должной доли "нелогических случайностей" без которых нет разума человека в полном смысле.

Если их нет, то никаких вариантов - любой процесс во вселенной можно выразить посредством двумерной логики.
ой ли?? что-то я в это не верю. я уже сказал почему в отношении мозга человека. а вообще, даже во второй сигнальной есть штуки на которые никак нельзя ответит в рамках этой логики. рассказать?
я скорее поверю в то что человеческий мозг (или сознание) работает на чём-то триедином а не бинарном.

Существует только одна невычислимая функция, это квантовый R-переход, редукция неопределенности субатомных процессов в определенность. В итоге возможность таких процессов была подтверждена, но непосредственно влияние на формирование выходного сигнала не доказана (точности методов исследования не достаточно).
я только что рассказал о второй столь же невычислимой)
спасибо за статью, кстати, очень интересная.

Но не могу просто так это принять, пропустив шаги понимания. То есть, пока сама не обнаружу необходимость для сознания необъяснимых процессов, не перестану предпочитать возможность компьютерного варианта ^^
а если обнаружишь - перестанешь? так вот, тут нужно с другой стороны идти - посмотри на то что для сознания человека недостаточно простой бинарной логики (ты много знаешь целиком и полностью логичных людей вообще?), это слишком жесткие рамки они стопорят развитие и восприятие (не всё во вселенной, что нужно понять и осознать, можно разъять на двоичный код, да-нет)
28.05.2013 в 18:47

Взлетное поле фантазии.
Это основа основ. Не существует ничего познаваемого впринципе, что нельзя выразить двоичным кодом. Вот, например, троичная логика. И любая множественная или, так называемая, нечеткая логика. Абсолютно всё сводится к двоичности, они всего лишь расширенная форма. Не всё удобно в такой форме (именно для удобства и скорости существуют варианты), но выразимо.
Вот троичная логика.
ru.m.wikipedia.org/wiki/Троичная_логика



А если обнаружу. Я и стремлюсь обнаружить. Потому что слишком привлекательной выглядит версия Пенроуза. В неё люди верят слепо и сразу, мне такое не нравится. Именно принятие вещей на веру останавливает развитие мысли. Мне не хватает пока знаний о системах и программах, чтобы принимать более приятную версию. Машинность всего меня пугает, но исследование этого вопроса дарит надежды больше чем мистицизм. Для меня это и есть метод от обратного. Ведь мистически я знаю всё, абсолбтно всё. Мне интересно на что способен именно этот мой маленький разум, какого порядка он добъется, что увидит? Для себя мне интересно думать именно так. Но вообще, я могу принять в определенном кругу любой образ мыслей. Даже недвоичную логику, легко ^^ Но надо для начала определиться для понимания чего мне это нужно. Однако, это будет фантазией с моей стороны.
30.05.2013 в 00:37

Майя не полюбит меня
Akiza Nadesico, Это основа основ. Не существует ничего познаваемого впринципе, что нельзя выразить двоичным кодом.
кхм... как-то эта основа прошла мимо меня. и почему-то кажется не слишком-то основательной. если начать вот с этого Не существует ничего познаваемого впринципе то да, согласен) но не с последней частью)
как бы это сказать... двоичный код это приближение, застывшее приближение которое фиксирует явление в рамках на желаемом нами уровне детализации но не "целиком" потому что целиком - не влезет. это как закодировать день-ночь на уровне включили свет-выключили свет. более близкое приближение можно нарисовать той же логикой когда свет сперва забрежил, потом усилился и так далее и это день и аналогично же темнеет ночью - но тоже только приближение. можно закодировать там и движение источника света чтоб шел по небу как солнце... ну короче всё больше и больше мелочей но никогда не полностью, Ахилесу не догнать черепаху, пока дело не дейдёт до квантовых реакций а там уж логика побоку, типа так. мир просто не влезет. в бинарную логику, только в приближении. имхо естественно)

Именно принятие вещей на веру останавливает развитие мысли.
вот я и не верю в бинарную логику как панацею Х))

Ведь мистически я знаю всё, абсолбтно всё.
мистически нас в общем-то вообще нет)

Мне интересно на что способен именно этот мой маленький разум, какого порядка он добъется, что увидит?
интересная позиция. я тоже следую чему-то подобному, хотя и не отделяю себя так уж от "мистического всезнания". но тогда "ни во что нельзя верить как в аксиому" и это единственная аксиома)

Но вообще, я могу принять в определенном кругу любой образ мыслей. Даже недвоичную логику, легко ^^ Но надо для начала определиться для понимания чего мне это нужно.
да дело не в недвоичной логике как таковой - а в том что двоичная локига ограниченна и не может быть "единственным способом" понимания мира. хаос является естественной частью мира но двоичная логика не может моделировать хаос)
30.05.2013 в 01:00

Взлетное поле фантазии.
Paranoid Demonoid, хм, тут не о чем спорить ^^ Не вижу, что ты не прав, но мне кажется, ты слишком идеализируешь всё. Но, может быть я не достаточно чувствую потенциал твоих мыслей. О своих мыслях. Кажется я упустила нить и могу ухватить лишь с поверхности. Как и обещала, позже попробую,написать анализ коанов со стороны, вроде обучения попугаев странным вещам. Никогда не думала, но, кажется,примеры с фактами просветления учеников тоже не просто так.
30.05.2013 в 22:43

Майя не полюбит меня
Akiza Nadesico, в смысле - идеализирую? О_о неожиданно) может просто "слишком на многое замахиваюсь"?)) тут фокус в том что я таки логик, логик-схематик, но зная свои ограничения в основном пытаюсь создавать схемы "вмещающие всё", без исключений и приближений иначе схема неполная а значит негодная, а я ведь могу в ней застрять... наверное поэтому могу "перебарщивать с размахом" .
да и нить разговора действительно ушла даалеко в сторону от начального вопроса)
буду ждать анализа коанов, очень интересно!
кстати, а у тебя есть их какая-нибудь подборка? а то я в сети нашёл нечто напоминающее скорее сборник притч, хотя и коаны там тоже есть
31.05.2013 в 17:24

Взлетное поле фантазии.
Дзэн.
О чем же Дзэн? Я собралась рассуждать о нём, практически ничего не зная об истории и слышав на его счет лишь несколько мнений, а воспользуюсь я краткой, но весьма продуманной подборкой, конечно в своем осмыслении, которое не сравнится с теми, кто пишет книги и посвящает этому свою жизнь - как получится, так получится. Но коаны есть коаны, эти маленькие истории, притчи или вообще что-то непонятное могут сравниться с философией, если отнестись к ним серьезно. Как утверждает википедия, они должны быть разрушителями философии и стопорами для сознания, помогающими перейти в состояние самадхи/не разума. Знания о методах замечательно привязывают к философии непривязанности ^^ Что важно в коанах - ответ есть обязательно! Даже если его нельзя выразить. Что-то определенное как невыразимое, не будет ответом, надо продолжать поиск.
И один из самых известных коанов о Буддистской природе собаки. Как известно из учений, природа Будды присуща всем живым существам.
Ученик спросил Джошуа - А у собаки тоже природа Будды?
- Му. - Ответил Джошуа.
Что это значит? Если бы учитель не знал ответ, то мог бы ответить да или нет. Но он знал и ответил Му. Для решения коана надо понять, что такое Му. Если ответ о природе Будды в собаке ни да, ни нет, но определенное и осмысленное кем-то, то надо только осмыслить точно так же, поняв, что такое Му, лежащее за пределом. Не решить, что это что-то неподдающееся, а, хотя бы ради собственного любопытства, не оставлять попытки и возвращаться к этоМу отвергая все мысли дающие ответ да или нет.
Если взглянуть с другой стороны, то правильный ответ только один - в собаке есть природа будды или в собаке нет природы будды. Чтобы это определить, надо всего лишь знать, в каком из этих двух высказываний есть природа будды. В ложном этой природы не будет, а истинное будет ответом. Можно как угодно организовать для себя коан, лишь бы не запутаться и не дать удовлетворющий своё разумение ответ, мол в обоих и в истинном и ложном заключена природа будды. Пустая игра с мыслями это иллюзия, которая погаснет не ответив. Ответ не будет выводом из трансформации коанов, он осознается так же непосредственно и самостоятельно, как да и нет. Му.
Учителя всегда предупреждали, что слишком много спрашивать опасно.

Ещё коан.
Мастер дзена по имени Гутей всегда поднимал палец когда его спрашивали о дзене. Молоденький ученик стал его копировать. Когда Гутей услышал об имитаторе, он позвал ученика и спросил правда ли это. «Да» — признался тот. Тогда Гутей спросил его
понимает ли он, что делает.
Вместо ответа ученик поднял указательный палец. Гутей быстро отрезал палец, вопя от боли ученик побежал к двери. Когда он достиг выхода Гутей позвал его: «Мальчик!»
Ученик обернулся, и Гутей поднял свойуказательный палец. В этот момент юноша достиг Просветления.
Очень серьезный, точнее коан с юмором, о неидентичности полученного копированием учителя.
Или всё тот же Джошуа, на вопрос, почему основатель Дзен-буддизма, Бодхидхарма, приехал из Индии в Китай, ответил: "Дуб в саду".
Или он же -
Путешествующий монах спросил у старухи дорогу к Тайзаиу, известному храму, превращающему тех, кто в нем молится, в мудрецов. Старуха ответила: «Идите прямо». Когда тот удалился, старуха пробормотала себе под нос: «Еще один паломник». Кто-то рассказал об этом случае Джошу, и тот заметил: «Подождите, я сам проверю». На следующий день он отправился тем же путем и задал тот же вопрос. Старуха повторила свой ответ, и Джошу сказал: «Я проверил эту старую женщину».
В чем смысл?
Ещё один мастер Дзен Киоген прокомментировал поведение Джошуа:
Дзен подобен человеку, удерживающемуся зубами за ветку растущего над пропастью дерева. Руки и ноги его, не имея опоры, болтаются в воздухе. Под деревом стоит другой человек и спрашивает его. «Почему Бодхидхарма пришел из Индии в Китай?». Если человек на дереве не ответит, он изменит дзену, а если он ответит, то упадет и погибнет. Что ему делать?

Дзэн невозможно определить никакими словами, но и его нельзя изучать без слов! Сами коаны не содержат информации о просветленном состоянии, но являются тригеррами ведущими к нему. Думаю, учитель был бы куда более мощным триггером, чем коан, ведь для понимания необходимо видеть истинность столкновения духа дзэн с обычным ходом вещей. Но в общем дзен утверждает, что слова и истина несовместимы — словами невозможно уловить истину. И это не приуменьшает силу природы слов, наоборот, иначе слова не были бы так опасны.
Один монах спросил Нансена:
«Есть ли поучение, которое не произнес ни один мастер?»
Нансен сказал: «Да, есть».
«Какое же оно?» - спросил
монах.
Нансен ответил: «Это не разум, это не Будда, это не вещи.»
Комментарий Мумона:
Старый Нансен раскрыл свои заветные слова. Наверняка, он был очень взволнован.
Стихотворение Мумона:
Нансен был слишком добр и,потерял свое сокровище.
Поистине, слова бессильны.
Даже если гора обратится в море,
Слова не могут открыть разум другого.

Говоря о комментарии Мумона, насколько был Нансен так уверен в своем ответе? И насколько важна «правильность» его ответа? Какая разница между правильностью и истинностью, и есть ли она? Что, если бы Нансен сказал: «Нет, такого поучения нет»? Что бы это изменило? Был бы подобный ответ увековечен в коане?

Вообще, есть сборник коанов Мумонкан. Его собрал очень давно собрал и снабдил комментариями монах Мумон. Однако, говорят, что он очень разочаровывает любопытных надеющихся еще больше почувствовать дзэн. Метаязык комментариев порой туманнее самих коанов и часто воспринимается как намеренная бессмыслица ^^'

Ещё коаны.
Ученик Доко пришел к мастеру дзена и сказал: «Я ищу истину. До какого состояния я должен натренировать свои разум, чтобы ее найти?»
Мастер ответил: «Поскольку разума не существует, его невозможно привести ни в какое состояние. Поскольку истины не существует, невозможно натренировать себя для ее обретения.»
«Если нет ни разума, чтобы тренировать его, ни истины, чтобы ее искать, то зачем же вы каждый день собираете перед собой монахов для тренировки и изучения дзена?»
«Но у меня здесь нет ни,дюйма места,» — сказал мастер «как же здесь могут собираться монахи?
У меня нет языка — как же я могу созывать или учить их?»
«Как вы можете так лгать?» — спросил Доко.
«У меня нет языка, чтобы разговаривать с другими - так как же я могу лгать тебе?» — спросил мастер.
Тогда Доко грустно заметил: «Я не могу уследить за вашей мыслью. Я вас не понимаю.»
«Я сам себя не понимаю».

Коан :
Шузан протянул вперед свою короткую палку и сказал: «Если вы скажете, что это короткая палка, то согрешите против действительности. Если вы не скажете, что это короткая палка, то проигнорируете факт. Так что же вы скажете?»
Комментарий Мумона:
Если вы скажете, что это короткая палка, то согрешите против действительности. Если вы не скажете, что это короткая палка, то проигнорируете факт. Это нельзя выразить словами, и это нельзя выразить без слов. Теперь быстро говорите, что это такое.
Стихотворение Мумона:
Протягивая вперед короткую палку,
Он дал приказ о жизни и смерти.
Позитивное и негативное переплетены,
Даже Будды и патриархи не могут избежать этой атаки.

В этом коане не просто поиск неизвестной буддистской природы, но протест против самого разделения мира на категории.
Почему назвать это короткой палкой означало пойти против действительности? Может быть, потому, что подобная,категоризация дает иллюзию углубления в действительность, в то время как на самом деле это утверждение даже не поцарапало ее поверхности. Можно сравнить его с утверждением «5 — простое число.» Это утверждение оставляет без внимания огромное, бесконечное количество фактов (то, что 5 часть числового ряда, то что оно разность семи и двух, и т.д. бесконечность). С другой стороны, не назвать ее короткой палкой — означает проигнорировать этот факт, как бы незначителен он не был. Следовательно, слова ведут к частичной истинности — и, возможно, к частичной ложности — но, безусловно, не к полной истине.

Джошу спросил учителя Нансена: «Какой Путь правилен?»
Нансен ответил: «Правилен повседневный Путь».
Джошу спросил: «Могу ли я его изучать?»
Нансен ответил: «Чем больше вы его изучаете, тем больше вы удаляетесь от него».
Джошу спросил: «Если я не буду его изучать, как же я его узнаю?»
Нансен ответил: «Путь не,принадлежит увиденным вещам и не принадлежит неувиденным вещам. Он не принадлежит известным вещам, и он не принадлежит неизвестным вещам. Не ищи его, не изучай его и не называй его. Чтобы оказаться на Пути, стань,открытым и широким как небо.»
31.05.2013 в 17:26

Взлетное поле фантазии.
Хиакуйо захотел послать,монаха, чтобы открыть новый,монастырь. Он сказал ученикам, что назначит того из них, кто сумеет лучше всех ответить на его вопрос. Поставив кувшин с водой на землю, он сказал: «Кто может сказать, что это такое, не называя при этом его имени?»
Главный монах сказал: «Никто не может назвать это деревянным башмаком.»
Повар Изан перевернул кувшин ногой и ушел.
Хиакуйо улыбнулся и сказал: «Главный монах проиграл.» И Изан стал Мастером нового монастыря.

Однажды Унмон сказал своим ученикам: «Моя палка превратилась в дракона и проглотила вселенную! Где же теперь реки, и горы, и великая Земля?»

Один любопытный монах,спросил Мастера : «Что такое Путь?»
«Он у тебя перед глазами», - ответил Мастер.
«Почему же я сам его не вижу?»
«Потому что ты думаешь о,себе».
«А вы - вы его видите?»
«До тех пор, пока ты все представляешь в двойном свете, говоря „я вижу“, „вы не видите“ и тому подобное, у тебя всегда будет туман перед глазами», - сказал Мастер.
«А когда не станет ни „Я“ ни „Вы“, его можно будет увидеть?»
«Когда не станет ни „Я“ ни „Вы“, кто будет тот, кто захочет его видеть?»

Тозан сказал своим монахам: «Вы, монахи, должны знать, что в буддизме есть еще высшее понимание.» Один монах вышел вперед и спросил: «Что такое высший буддизм?» Тозан ответил: «Это не Будда.»

Чионо изучала дзен многие,годы под руководством Букко из Энгаку. Все же ей не удавалось достичь плодов медитации.
Однажды лунной ночью она несла воду в старой,деревянной бадье, опоясанной бамбуком.
Бамбуковый обруч сломался, и дно бадьи выпало. В этот момент Чионо освободилась.
Тогда она сказала: «Нет воды в ведре — нет и луны в воде.»

И, наконец, комментарий Мумона к коану о природе собаки.
Чтобы понять дзен, надо
преодолеть барьер патриархов.
Просветление всегда приходит
после того, как преграждается
дорога мысли. Если вы не
преодолели барьера патриархов
или если дорога вашей мысли
не преграждена, то что бы вы не
думали и что бы вы не делали,
это будет лишь призрачная
путаница. Вы можете спросить:
«Что такое барьер патриархов?»
Это лишь одно слово: «МУ».
Это барьер дзена. Если вы его
преодолеете, то встретитесь с
Джошу лицом к лицу. Тогда вы
сможете работать плечом к
плечу со всеми патриархами. Не
чудесно ли это?
Если вы хотите преодолеть этот
барьер, вы должны до мозга
костей проникнуться вопросом:
«Что такое МУ?» и размышлять
об этом день и ночь. Не
думайте, что это — обычное
отрицание и означает ничто.
Это не пустота, не
противоположность
существованию. Если вы
действительно хотите
преодолеть этот барьер, вы
должны чувствовать себя так,
словно ваш рот наполнен
расплавленным металлом,
который вы не можете не
проглотить, ни выплюнуть.
Тогда исчезнет ваше
предыдущее, меньшее знание.
Как плод зреет по осени, так
ваша объективность и
субъективность естественно
сольются в одно. Это похоже на
немого, увидевшего сон: он
знает о нем, но не может
рассказать его.
Когда он достигнет этого
состояния, скорлупа его эго
разобьется и он сможет трясти
небеса и двигать землю. Он
станет подобен великому воину
с острым мечом. Если Будда
встанет на его дороге, он
рассечет его своим мечом; если
патриарх будет чинить ему
препятствия, он убьет его; он
будет свободен в своем
рождении и смерти. Он сможет
войти в любой мир, как в свой
собственный дом. В этом коане
я скажу вам, как этого добиться:
Сконцентрируйте всю вашу
энергию на МУ и не
отвлекайтесь ни на миг. Когда
вы войдете в МУ, не позволяя
себе останавливаться, вы
станете словно свеча, своим
пламенем освещающая всю
вселенную.
01.06.2013 в 00:05

Майя не полюбит меня
Akiza Nadesico, спасибо за замечательную лекцию! кажется у меня перегрузка мозга коанами) по крайней мере мне сложно сказать что-то в ответ на такое. большая часть коанов таки застряла в голове, теперь посмотрим что из этого выйдет.
но кажется твой ответ о том чему же учат коаны (если я верно его обнаружил, конечно) вполне соответсвует моему.

Дзэн невозможно определить никакими словами, но и его нельзя изучать без слов! Сами коаны не содержат информации о просветленном состоянии, но являются тригеррами ведущими к нему. Думаю, учитель был бы куда более мощным триггером, чем коан, ведь для понимания необходимо видеть истинность столкновения духа дзэн с обычным ходом вещей. Но в общем дзен утверждает, что слова и истина несовместимы — словами невозможно уловить истину. И это не приуменьшает силу природы слов, наоборот, иначе слова не были бы так опасны.

это оно, да? согласен насчёт триггера... коан должен вроде как вышибить из привычного разума в открытое, необусловленное восприятие, вне дуализма, логики и вообще вне всякого понимания. что-то типа "чувствования истины" вместо "понимания её".
но вообще это наверное можно понять лишь на практике... и потом всё равно не получится объяснить)
01.06.2013 в 00:44

Взлетное поле фантазии.
>но кажется твой ответ о том
чему же учат коаны (если я
верно его обнаружил, конечно)
вполне соответсвует моему.

Я и не говорила, что думаю по-другому. Я лишь говорила, что на данный момент выбрала другой приоритет в образе мыслей ^^' И тут недопонимания и споры обычно возникают непроизвольно. Мне нравится сейчас работать и пытаться понять двоичную логику и языки программирования.

Рада, что смогла воспользоваться хорошим материалом ^^ Хотя целиком Мумонкан нашла только на английском. И в сети многие переводы на русский искажают смысл довольно таки. Если что, стоит это учесть.
01.06.2013 в 01:02

Майя не полюбит меня
Я и не говорила, что думаю по-другому. Я лишь говорила, что на данный момент выбрала другой приоритет в образе мыслей ^^' И тут недопонимания и споры обычно возникают непроизвольно. Мне нравится сейчас работать и пытаться понять двоичную логику и языки программирования.
а, в этом дело) просто другой выбор приоритетов.двоичная логика это тоже хорошо, особенно для програмирования.
просто у меня в приоритете сейчас немножко из неё выйти. и отказ от слов как путь оказался очень в тему.
а рассуждение про коаны было отличное, мне понравилось, к тому же почерпнул интересные источники ( Мумонкан собственно)

Хотя целиком Мумонкан нашла только на английском. И в сети многие переводы на русский искажают смысл довольно таки. Если что, стоит это учесть.
а вот этот вариант тоже не целый? danisimov.net/worldview/mumonkan.htm а то я не в курсе каким он должен быть вообще. и ссылку на английский полный вариант можно? хотя в английском могут быть свои искажения, сравнение даёт больше шансов на понимание)
01.06.2013 в 01:32

Взлетное поле фантазии.
Вроде все на месте. Ссылку на английский не помню, снова искать надо. Перевод. Не знаю, может всё и в порядке ^^ Тут уже столкнувшимуся оценивать. Да, именно сравнение. Даже сравнение просто разных переводов часто приводит в замешательство.
Я пока оставлю эту тему с коанами. И так не ожидала, что напишу столько ^^'
01.06.2013 в 01:44

Майя не полюбит меня
ок, тогда пока почитаю это, а там посмотрим

Да, именно сравнение. Даже сравнение просто разных переводов часто приводит в замешательство.
думаю при переводе коанов переводчикам приходилось нелегко, учитывая что это такое и для чего они вообще предназначенны - их же логикой не поймёшь а иначе точность перевода и не проверить, вот и получается что получается. так что или язык оригинала или таки сравнение... и то оригинал можно не понять из-за незнания культурного подтекста. сложно в общем)

но вообще спасибо за поднятие этой темы. я теперь в коаны зарылся. и окончательно понял момент со словами и отказом от них)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail